Коммерческие международные перевозки на евразийском континенте, в подавляющем большинстве, представлены наземными видами транспорта.
Обзор состояния международной логистики и важности грузоперевозок
Транспортно-логистическая сфера ЕАЭС предусматривает создание единого транспортного пространства, с внедрением актуальных международных стандартов. Согласно решениям Евразийского экономического совета, до 2025 года должно закончиться создание цифровых транспортных коридоров, что предполагает упорядочивание и существенное облегчение деятельности тех, кто занимается перевозками в ЕАЭС.
На данный момент основные усилия направляются на создание цифровой платформы для транспортного коридора ЕС - Китай. При этом, если в 2020-21 году основной объём грузоперевозок приходился на транзит ЕС - КНР, то начиная с 2022 года структура несколько изменяется, постепенно наращивая грузоперевозки и формируя новые логистические маршруты КНР - РФ - РБ. Вследствие, географического положения наиболее эффективно используют свои транспортные возможности такие страны как Беларусь, Казахстан и Россия. При этом, китайское правительство выделяет значительные дотации, а также снижает тарифы на грузоперевозки железнодорожным транспортом. Также, за счёт постепенного увеличения экспорта продукции в КНР уменьшается проблема обратной загрузки, возникающие при использовании контейнеров. В целом рынок транспортных услуг по состоянию на 2024 год ждёт постепенное восстановление, связанное как с дотациями, так и с созданием единой цифровой системы.
Ключевые виды международных перевозок
Чтобы оптимизировать стоимость международных перевозок грузов СНГ оператор должен учитывать все достоинства и недостатки каждого вида транспорта.
Авто
Автомобильный транспорт является весьма востребованным на территории СНГ. Это связано с развитой сетью автомобильных дорог и сопутствующей инфраструктуры. Используется для перевозки всех типов грузов. Он наиболее востребован при транспортировке скоропортящихся продуктов. К основным преимуществам относятся следующие факторы:
- Доступность объектов доставки, что определяет возможность организации оптимального маршрута;
- Сравнительно невысокий уровень бюрократии при оформлении соответствующих документов;
- Простота заключения и оформления договора на предоставление услуги.
Однако существует и определенные недостатки, вызванные техническими ограничениями:
- Более высокая стоимость по сравнению с ж/д доставкой, обусловленная ценой топлива и дорожными сборами;
- Ограничения по весу и габаритным размерам доставляемого груза;
- Более высокие риски доставки (кражи, аварии, блокировка автомобильных дорог), что выражается в удорожании страховки и возможных сбоев систематических доставок.
Ж/Д
Использование железнодорожного транспорта для перевозки в Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Россию и другие страны Таможенного союза оправданно при крупных партиях грузов и фиксированных пунктов назначения. Кроме того, железнодорожные перевозки имеют следующие преимущества по сравнению с автомобильным транспортом:
- Доступная стоимость за счёт уменьшения сбора и цены топлива;
- Увеличенная грузоподъемность;
- Высокий уровень безопасности.
Выбор оптимального транспорта для перевозки
Определяя вид транспорта для международных перевозок грузов в Казахстан, Узбекистан, Россию или Беларусь необходимо учитывать следующие факторы:
1. На стадии организации грузоперевозок учитываются габаритные характеристики груза. Его свойства, с точки зрения требований к температуре, влажности.2. На стадии подготовки сопроводительной документации необходимо предусмотреть количество пересекаемых границ, что определяет, сколько таможенных кодов нужно подготовить. Если груз подлежит сертификации необходимо их оформление согласно требованиям законодательства соответствующих стран.
3. В случае необходимости хранения на складе предусматривается объём – количество занимаемых мест, условия и сроки хранения.
Учитывая все перечисленные факторы, международные перевозки в Казахстан, Узбекистан, Россию или Беларусь, а также в Европу наиболее целесообразно организовывать мультимодальным способом. Это позволит комбинировать железнодорожный и автомобильный транспорт для оптимизации стоимости транспортировки и обеспечения доставки в любой населённый пункт.
Обратная связь